Особенности диагностики ЗПР

Вашему ренбенку поставили диагноз: ЗПР? Вы обеспокоены и даже напуганы.
Задержка психического развития – что это? Вы говорите себе «У меня нормальный ребенок! Он все понимает! У него такие умные и выразительные глазки… и вдруг – какая- то «задержка?!»» Страшнее всего в этой ситуации неведение, а, для того, чтобы победить недуг, необходимо собрать сведения о нем и путях его преодоления.

К сожалению, приходится констатировать, неуклонный рост во всем мире числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии. Причин возникновения и обострения этой проблемы может быть много: это и увеличение темпа жизни, и кризис института семьи, и экономические проблемы, приводящие к невротизации общества, в том числе и будущих мам. Не последнюю роль играет и неблагополучная экологическая обстановка. В результате, по данным Федерального медико-биологического агентства, только одного новорожденного из пяти можно считать здоровым. Число детей с патологией соматического и нервно психического характера постоянно растет. Одним из часто встречающихся нарушений является задержка психического развития.

Итак - рассмотрим этот диагноз подробнее.

Когда говорят о "задержке психического развития", то имеют в виду состояние детей, со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У них нет специфических нарушений опорно-двигательного аппарата, слуха или зрения. Такие дети не страдают тяжелыми нарушениями речи, не являются они и умственно отсталыми. При этом у детей с диагнозом ЗПР наблюдаются нарушения работоспособности: быстрая утомляемость, истощаемость, недостаточность целенаправленной деятельности, расстройства памяти и внимания, расстройства сознания, отсутствие инициативы, головная боль, головокружение, депрессии (энцефалопатические расстройства). Характерна для таких детей и личностная незрелость, которая выражается как незрелость сложных форм поведения. Они совершают поступки по первому побуждению, то есть делают то, что захотелось, и только потом думают, следовало бы это делать или нет. Они чрезмерно для своего возраста беспечны, легкомысленны, безответственны, неспособны довести до конца начатое дело.

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, когда внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера и речь отстают в развитии от психологических норм для данного возраста.

Для успешной коррекции задержки психического развития необходима своевременная, то есть как можно более ранняя диагностика. Но в течение первых лет жизни ребенка заболевание практически никак не дает знать о себе. Оно – как бомба замедленного действия, поскольку внешние признаки болезни, проявляются примерно, к 3 годам. И только опытный специалист может выявить тревожные симптомы значительно раньше.

Итак, ребенок растет, развивается, радует родителей и домашних своими достижениями, и очень трудно заметить, отследить, что динамика этого развития очень замедлена, достижения даются малышу с большим трудом, а ровесники уже знают и умеют значительно больше, чем он.

Однажды, гуляя с малышом во дворе, или в парке родители делают весьма удручающее открытие: они замечают, насколько их ребенок «проигрывает» по сравнению с другими ребятишками. Он излишне молчалив, или наоборот – криклив и шумен, часто он не может делать то, что давно умеют его сверстники. Бросается в глаза его неловкость, неуклюжесть, нелепые выходки. Он не может понять правила игр, в которые играют другие дети, но очень хочет играть вместе с ними. Поэтому он всем мешает, постоянно ссорится или плачет, часто остается в одиночестве на площадке, где весело играют его ровесники.

По этой причине часто случается, что дети, страдающие ЗПР, игнорируют общество сверстников и предпочитают общаться со взрослыми. И тут они бывают навязчивы, нарочито беспомощны и капризны.

И даже в этой ситуации многие родители успокаивают себя ссылками на неправильное воспитание, особенности характера или излишнее упрямство, а иногда и на лень.

Типичной является ситуация, когда каждый вечер, забирая из садика своего трехлетнего малыша, мама выслушивает раздраженный рассказ воспитательницы о том, как ребенок опять всем мешал, подрался, не мог выполнять задания на занятиях и при этом не отходил от нее ни на шаг.

Следует отметить, что обычно, как психолого-педагогический диагноз, ЗПР устанавливают только в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда время, оптимально подходящее для коррекционной работы может быть упущено. Но, как уже отмечалось ранее, опытные специалисты, пользуясь современными методиками, могут диагностировать ЗПР, а значит, и приступить к коррекционным мероприятиям значительно раньше. Ранее начало соответствующей медико - и психолого-педагогической коррекционной работы существенно повышает шансы ребенка на излечение. В медицинском центре ООО «МЕДИКОР плюс» работают опытные специалисты, которые, благодаря владению уникальными технологиями компьютерной диагностики и современными психолого-педагогическими методиками могут диагностировать задержку моторного развития уже с 6 месячного возраста, а с 12 месяцев – и задержку психоречевого развития.

Возможно, у вас возникнет вопрос, почему отдельно обращается внимание на задержку моторного развития, о которой ранее не упоминалось. Потому, что это расстройство может свидетельствовать и о имеющейся ЗПР, которая, при отсутствии своевременно принятых мер, будет диагностирована несколько позже.

Поэтому каждого ребенка в возрасте полугода,1год необходимо показать опытному специалисту – детскому неврологу для исключения диагноза ЗПР или для раннего его обнаружения и начала коррекционных мероприятий. В штате медицинского центра ООО «МЕДИКОР плюс» имеются все необходимые специалисты. Подчеркну еще раз, что задержку развития в раннем возрасте может определить только опытный специалист. Но, если возраст вашего ребенка уже приближается к трем годам, или перешагнул этот рубеж, то вот перед вами те особенности поведения, ребенка, на которые родителям следует обратить пристальное внимание:

  1. Трехлетний ребенок все еще неуверенно координирует движения корпуса, рук и ног и плохо держит равновесие. Он никак не запомнит 8 основных цветов, путает их названия, то же и с формами: круг и квадрат, треугольник, овал и ромб никак не впишутся в его систему понятий. Он путает право и лево и не возьмет в толк различие этих сторон. Игра-вставка по формам и пирамида никак не даются ему. Непослушные ручонки «не хотят» их складывать, а внимание столь рассеянно, что собирание пирамиды и вставки становится тяжким трудом, вызывающим усталость и раздражение. Он не может сложить разрезную картинку из трех элементов. Из конструктора и кубиков умеет складывать только примитивную пирамиду (кубик на кубик). Постоянно отвлекается (в норме малыш уже может увлеченно заниматься интересным для него делом, выполняя инструкцию, 5-10 минут), предложенные взрослым модели для конструирования ребенком игнорируются.
  2. Четырехлетний ребенок, не проявляющий речевой активности, не занимающийся словотворчеством. Как правило, в норме, четырехлетний малыш пользуются словарным запасом, который может насчитывать 2000 слов. Низкая речевая активность ребенка и малый словарный запас могут быть поводом для беспокойства. Кроме того, внимательных родителей должно насторожить отсутствие в речи ребенка местоимений, наречий, числительных и прилагательных. Ребенок не может сортировать предметы по выделяемым им схожим признакам (люди, звери, растения, профессии, цвета, формы) не знает профессии, затрудняется назвать детеныша животного, не комментирует действия других людей, его речь не приобрела яркие интонации, часто позаимствованные у взрослых. Ребенок не любит и не умеет отгадывать загадки, не может пересказать отрывок из сказки. У него неловкие ручки, он не может нанизывать крупные бусины на шнурок от ботинок. Не способен сконцентрировать внимание на интересующем его предмете, или действии на 15 минут. Не владеет бытовыми навыками: не умеет сам вымыть руки, умыться, самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки (пусть неправильно). Не желает учиться новому, в процессе освоения новых знаний быстро устает и теряет интерес, очень капризен.
  3. У пятилетнего ребенка в норме бурно развивается речь. Родителей должно насторожить, если к этому возрасту, ребенок не употребляет слова-антонимы (не сопоставляет самостоятельно значение слова и его противоположность, например – толстый и тонкий) и не понимает многозначность слов, не различает слова со схожим звучанием, не пытается сам, в качестве игры придумывать рифмы к словам. Ребенок не может составить простой рассказ по картинкам. Он не различает вчера и завтра, не может планировать предстоящий день, не ориентируется во временах года, времени суток. Ребенок безответственный, не проявляет стремления заботиться о ком-то (котенке, кактусе, младшей сестренке), неразборчив в выборе друзей по играм, не сочувствует, не сопереживает, не подражает значимым взрослым и любимым персонажам. Не умеет сам зашнуровать ботинки (правильно). Не может нарисовать правильный крест, квадрат, в 5 с половиной – треугольник. Не интересуется значением новых абстрактных слов, и не стремится употреблять эти слова к месту и не к месту.
  4. Ребенок шести- семи лет по своей эмоциональной организации больше похож на детей младше себя, чем на сверстников. Его эмоции яркие, но нестойкие и поверхностные, он излишне непосредственен. Посторонние люди часто воспринимают его смешным, забавным, на вид приписывают ему возраст меньший, чем в действительности. в его настроении преобладает повышенный, неестественно позитивный фон. Он отличается безответственностью и нецеленаправленностью действий. Особенно ярко это становятся заметно при поступлении в школу. Такой ребенок постоянно играется с различными предметами (ручкой, ластиком, пеналом), а если их отобрать – будет «танцевать и бегать» пальцами на парте. Он непрестанно смешит класс, не воспринимает всерьез урок, не может понять и принять требования дисциплины. Это объясняется преобладанием игровой мотивации над познавательной, то есть, у ребенка не сформировалось желание освоить письмо, чтение, счет, узнать больше о природе, он воспринимает учителей как досадную помеху столь любимым играм, что говорит о незрелости эмоционально волевой сферы и личности в целом. Замечу, что все школьники, и младшие школьники в особенности еще очень любят играть. Это нормально. Но нормально и формирование принципиально новых интересов и запросов к 6-7 годам – ребенок начинает интересоваться знаковыми системами (в частности, буквенным обозначением звуков), активно осваивает счет, любит загадки и головоломки, его бесконечные «почему» носят все более наукообразный характер, несут в себе целую систему предположений и умозаключений самого ребенка.
  5. Младший школьник очень неуверен в себе, робок, боязлив, капризен и несамостоятелен. Исследовать окружающий мир он может только выглядывая из-за плеча взрослого, при малейшей трудности начиная плакать и капризничать. Чувствуя себя беспомощным и слабым, он ведет себя демонстративно, желая постоянно быть в центре внимания взрослых, готовых прийти на помощь, а заодно и поддержать заниженную и нестабильную самооценку. Самооценка такого ребенка целиком зависит от мнения о нем окружающих.
    Младший школьник при каждом удобном случае, норовит забраться на забор или дерево, откуда-то спрыгнуть или скатиться с перил, очень шумный и крикливый, он, как может, пытается участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам игр, ссорится с другими детьми и постоянно всем мешает. Зачастую поэтому он слывет хулиганом. Со взрослыми его отношения противоречивы: он может быть ласков и даже назойлив, он демонстрирует полную зависимость от взрослого, но легко делается капризным, грубым и крикливым, может даже перейти к прямой агрессии. Такие дети могут испытывать чувства раскаяния и обиды, но эти чувства владеют ими очень недолго и поверхностно. Как уже отмечалось, ребенок проявляет крайнюю несамостоятельность. Попытки родителей и учителей побудить его к каким-либо самостоятельным шагам вызывают только робость и неестественную, выглядящую нарочитой медлительность.
    У младшего школьника - слишком тесная связь с родителями, походящая на симбиоз, не свойственная возрасту, что приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети, за время пребывания в школе успевают соскучиться по дому до слез, плачут, все их существо в школе занято тем, что они хотят домой. Из-за этого им не до учебы. Из-за своей неловкости и робости они избегают подвижных игр. Часто, зная правильный ответ, они не могут и слова произнести у доски, а, получив замечание, или плохую оценку заливаются слезами. Они провоцируют окружающих их опекать и жалеть и сами постоянно испытывают жалость к себе, при этом проявляя к другим странную эмоциональную глухоту.

В разном возрасте, на разных этапах взросления, у ребенка развиваются различные психические функции. Важно обращать пристальное внимание на особенности развития ребенка, чтобы не обойти вниманием замедление процесса развития, не пустить нарушения на самотек и вовремя обратиться к специалисту. Ведь если ребенок своевременно не получит должного комплексного лечения, принцип которого состоит в сочетании медикаментозной и рефлексотерапии с психолого-педагогической коррекцией, у него будут трудности с социальной адаптацией, самореализацией, взрослением и обучением. Окружающий мир вместо источника интересной и необходимой информации и полигона для творчества превратится для него в нечто пугающее и избегаемое. В результате у ребенка разовьются стойкие страхи и комплексы.

Наивно полагать, что эти трудности можно «перерасти», что проблемы как-то разрешатся со временем сами собой. В результате бездействия проблема будет только усугубляться неуклонно нарастающим отставанием от возрастных норм психического развития.

В этой связи необходимо развеять еще один вредный миф. Часто представители старшего поколения, а вслед за ними и молодые родители говорят, о том, что раньше просто не было ни коррекционных центров, ни соответствующих специалистов, и все как то справлялись с текущими проблемами взросления. Положительное влияние при этом часто приписывается строгим правилам воспитания и жестким поведенческим нормам (не здоровается – отвесить подзатыльник и т.д.). Однако, сторонники подобных утверждений просто не учитывают многократное усложнение современной жизни и деятельности человека. Усложнение работы, обучения, творчества, вообще способов реализации себя как личности, общения, функционирования в современном информационном пространстве. Это тема для отдельной статьи, тема к обсуждению которой мы обязательно вернемся на странице медицинского центра ООО «МЕДИКОР плюс».

Сегодня особое внимание уделяется возможностям развития адаптационного потенциала детей, имеющих различные отклонения, в том числе и ЗПР. Науке известны методы помощи детям, которым поставлен этот диагноз – методы комплексной медико-педагогической коррекции.

В медицинском центре ООО «МЕДИКОР плюс» накоплен значительный опыт помощи детям с диагнозом ЗПР.

Благодаря комплексному лечению, которое представляет собой сочетание рефлексотерапии (электрорефлексотерапии), психологической коррекции и медикаментозной терапии, практически у всех детей с ЗПР наблюдается положительная динамика, и большинству из них с помощью наших специалистов, удается достигнуть уровня развития сверстников.

В чем уникальность и целесообразность данного комплексного лечения?

Бесспорно, что человеческое тело является сложнейшим образом устроенной саморегулирующейся системой, которая управляется определенными энергетическими взаимосвязями. Энергетическое (электропунктурное, в данном случае) воздействие способно стимулировать или блокировать функции того или другого органа и целой системы. С помощью методов электрорефлексотерапии происходит стимуляция различных зон ЦНС. Сущность электрорефлексотерапии в виде электропунктурного лечения, заключается в воздействии электротоком определенной силы и частоты на небольшую точку (зону) поверхности тела человека. Эта процедура совершенно безболезненна и хорошо переносится даже совсем маленькими детьми. В результате такого воздействия, образно говоря ,«просыпается», или «включается», ранее по какой- либо причине «спящая» зона мозга. Медикаментозная терапия призвана закрепить достигнутый эффект. На следующем этапе лечения на ребенка оказываются педагогические и психологические способы воздействия. Теперь «разбуженную» психическую функцию (память, внимание, мышление, речь) можно развивать с помощью психокоррекционных технологий, о которых подробно написано в статье «Психокоррекция».

Приведу два клинических случая:

Мальчик 4 года: умеренная задержка психоречевого развития. Отмечались: неусидчивость, импульсивность, частые смены настроения, недостаточная устойчивость внимания, агрессивные тенденции, игра носит манипулятивный характер, в ней отсутствует сюжет и взаимодействие с партнером, наблюдается расстройство речевой деятельности. Уже после 15 сеансов комплексного лечения (рефлексотерапия и психокоррекционные занятия в форме игротерапии), у мальчика расширился словарный запас, повысилась общая речевая активность, улучшилось произношение отдельных слов, сформировались навыки ролевой игры и взаимодействия с партнером по игре, ребенок стал выполнять инструкции, решать игровые задачи на сортировку предметов по заданному признаку, агрессивные тенденции существенно снизилась. Возникли попытки самостоятельного творчества, чего ранее не наблюдалось.

Девочка 6 лет. Значительная задержка психоречевого развития. Отмечались: расстройство речевой деятельности, неусидчивость, импульсивность, истощаемость, пониженная устойчивость внимания, как и в предыдущем случае, развитие игровой деятельности не соответствует возрастным нормам, изобразительная деятельность отсутствует. После серии сеансов комплексного лечения (рефлексотерапия и психокоррекционные занятия в форме игротерапии), девочка существенно расширила словарный запас, стала составлять рассказы по картинкам и по заданной теме, возникла сюжетно-ролевая игра и попытки рисования. Существенное развитие наблюдается в области познавательных функций. Ребенок стал не только выделять различные свойства и функции предметов, но и интересоваться их происхождением и применением («почему?», «зачем»?).

Психолог Болонина М.Е.


Вернуться к списку статей