© ООО "Медикор-плюс", 2010-2011.
Психокоррекция детей, страдающих ЗПР
Задержка психического развития- это очень коварное заболевание. Оно является,как правило, результатом родовой травмы. Однако внешние признаки заболевания, проявляются не сразу ,к 3 годам, когда родители замечают, что ребенок не такой, как окружающие дети. Он либо молчит, либо не может делать того, что делают его сверстники. Тогда родители обращаются к врачам, выясняют, что происходит с ребенком. Но и на этом этапе ЗПР не всегда выявляется,ребенок не получает должного лечения и у него появляются стойкие комплексы, отставание со временем нарастает. Ниже описано более подробно, как выявляется ЗПР и , как в ООО «МЕДИКОРплюс» проводится лечение детей, страдающих ЗПР.
I.
Задержки психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в развитии от психологических норм для данного возраста. Как психолого-педагогический диагноз устанавливают только в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Причины возникновения:
- ЗПР, обусловленная наследственными факторами, иногда – особенностями внутриутробного развития (у близнецов). Речь идет о состоянии эмоционально-волевой сферы, напоминающей нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для них характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, повышенный фон настроения, непосредственность. Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
- ЗПР, обусловленная влиянием перенесенных в раннем детстве заболеваний, состояний и т.п. (болезни сердца, астенические состояния). Нередко имеет место задержка эмоционального развития (неуверенность, боязливость, капризность).
- ЗПР церебрально-органического происхождения (заболевания матери, перенесенные во время беременности, родовые травмы и т.д.): с проявлениями психической неустойчивости. Такие дети на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать их правилам, ссорятся с ними и мешают. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, грубы и крикливы. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные. с проявлениями психической тормозивности. Наряду с незрелостью личности проявляется несамостоятельность, робость, медлительность. Симбиотическая, тесная связь с родителями приводит к трудностям привыкания к школе. Дети плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания вызывают у них слезы.
- ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. Причины ее возникновения:
- недостаточная опека, безнадзорность
- гиперопека или воспитание по типу «кумира семьи»
- семьи с авторитарными родителями/ среда, где допускается грубость, деспотичность, агрессия к ребенку.
Можно добавить, что при задержке психического развития являются несформированными речь и ее компоненты, познавательная активность также неполноценна.
II.
Задержка речевого развития
- Общее представление о речи
- Функции речи
- Развитие речи у детей
- Задержка речевого и психоречевого развития
- Причины возникновения задержек речевого и психоречевого развития
- Методы лечения
- Психокоррекция
Речь — особая форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь — это важное средство связи ребенка с окружающим миром.
Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом развитии нередко сопровождается и общим отставанием в развитии, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности могут быть совершенно нормальными.
Функции речи:
- коммуникативная. Посредством речи осуществляется обмен информацией между ребенком и окружающими людьми. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
- познавательная. Благодаря речи развиваются представления — память о предметах и явлениях окружающего мира. Речь позволяет представить мир в более символической, абстрактной форме, а также классифицировать объекты, относить их к различным категориям. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными интеллектуальные операции — сравнение, анализ и синтез.
- регулирующая. Истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится к 4-5 годам.
Развитие речи у детей:
Возраст | Речевые навыки |
1-й год жизни | |
---|---|
2-3 месяца | Гуление, «экспериментирование» с гласными звуками |
5-6 месяцев | Появление лепета |
11-12 месяцев | Первые слова |
1-2 года | |
1 год | Появление однословных предложений |
1 год 3 месяца | Запас слов до 30 |
1 год 6 месяцев | Запас слов 40-50, легко повторяет часто слышимые слова |
1,5-2 года | Появление фраз, двухсловных предложений |
2 года | Появление вопросов «Что это?», «Куда?», «Где?»; запас слов 200-300 |
2-3 года | |
2 года | Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появление трехсловных предложений |
2 года 6 месяцев | Появление многословных предложений |
2 года 6 месяцев — 3 года | Могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки) |
3 года | Появление вопросов «Когда?», «Почему?»; запас слов до 800-1000 |
3-5 лет | |
3 года | Употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов — по родам, временам, числам и лицам |
3-4 года | Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется. Могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков |
4 года | Дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи. Умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные. Запас слов до 2000 |
4-5 лет | Дети начинают использовать в речи структуру сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания приобретают форму короткого рассказа. Исчезают почти все возрастные неправильности произношения |
5 лет | Умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов до 2500. |
5-7 лет | |
6 лет | В речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи. Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Умеют составить рассказ (пересказ) из 40-50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего. |
6-7 лет | Начало освоения навыков письменной речи (письма и чтения). Запас слов до 4000 и более. |
Задержка речевого и психоречевого развития
Задержка речевого развития — это тот случай, когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме. Ребенок все понимает, выполняет инструкции, но говорит мало или плохо.
Задержка психоречевого развития подразумевает, что у ребенка наблюдается отставание развития общеинтеллектуального характера.
Если до 4 лет диагноз «Задержка психоречевого развития» редок и встречается при наличии серьезных заболеваний, то лишь у 20% детей старше 5 лет, имеющих проблемы с речью, отмечается диагноз «Задержка речевого развития». Если речь ребенку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из задержки речевого развития формируется задержка психоречевого развития.
Иногда задержка речевого развития связана с задержкой психомоторного развития. Ребенок начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить.
Причины возникновения задержки речевого и психоречевого развития.
Задержка речевого и психоречевого развития являются следствием нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или психических расстройств. К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени также могут служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических или социальных факторов (например, двуязычные семьи) наиболее существенно повреждаются области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются.
Независимо от причины, которая привела к повреждению мозга, исход одинаков разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития в большей степени страдают зоны, отвечающие за речь и интеллектуальные способности, в результате чего речевое и психическое развитие задерживаются.
Методы лечения
- Медикаментозная терапия.
- Рефлексотерапия позволяет восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности.
- Педагогическое и психологическое воздействие.
- Альтернативные методы – иппотерапия (лечение лошадьми), дельфинотерапия и т.п.
Психокоррекция
Основной задачей работы педагога-дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.
Психолог в работе с такими детьми использует арттерапию, музыкотерапию, методы предметно-сенсорной терапии, по развитию крупной и мелкой моторики, расширения словарного запаса и понятийного аппарата ребёнка.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако последняя развивается раньше, и ее развитие «тянет» за собой появление речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие речи.
Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики (конструкторы, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков). Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок, вышивание.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с задержкой речевого развития недостаточно развито внимание, трудности концентрации, повышенная отвлекаемость, они не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Психологическая помощь в центре «Медикор плюc»
До проведения коррекционных занятий клинический психолог проводит полное патопсихологическое/ нейропсихологическое диагностическое обследование. Ребенка внимательно выслушают, подробно расспросят родителей об особенностях его развития, семье, окружении, стиле воспитания и т.д.
На основе результатов психологического эксперимента клинический психолог составляет индивидуальную коррекционную программу в зависимости от имеющихся проблем у ребенка. Она может включать в себя:
- развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), произвольности этих процессов и поведения
- развитие речи
- развитие навыков общения
- развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму
- помощь в решении внутриличностных конфликтов средствами различными психотерапевтическими техниками
- коррекция различных видов дисграфий нейропсихологическими методами и т.д.
Психологическая программа коррекции характеризуется направленностью работы на устранение причин, источников отклонений в психическом развитии и создание зоны ближайшего развития у ребенка. В основе ее лежит личностный подход, учитывается сложная целостность и индивидуальность психики. Методологически психокоррекция опирается на современные представления о закономерностях развития, иерархичности строения и мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. При составлении программы используются развивающие упражнения, предложенные О.Н. Земцовой, Е.Н. Емельяновой, А.Е. Соболевой, С.В. Курдюковой, и т.д. Основная форма работы – игровая, также применяются психотерапевтические техники (арттерапия, символ-драма и т.д.) при коррекции эмоциональных, тревожно-фобических расстройств, нарушений поведения, невротических и неврозоподобных состояний.
Нейропсихологическая программа коррекции опирается на лучшие разработки отечественных нейропсихологов А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович. Основана на принципах организации и локализации высших психических функций, замещающего онтогенеза – принцип естественного развития ребенка от внутриутробного развития до настоящего времени. Включает в себя традиционные и оригинальные нейропсихологические и логопедические методы, телесно-ориентированные и психотерапевтические технологии.
Коррекционные программы в среднем рассчитаны на 10-12 занятий по 45-60 минут при условии проведения занятий 1 раз в неделю в центре «Медикор плюс» с психологом и 2-3 раза в неделю дома. Подбирается индивидуальная продолжительность и вид занятий в зависимости от имеющихся проблем у ребенка.
Применение электрорефлексотерапии усиливает эффект нейропсихологической программы коррекции и ускоряет достижение поставленной цели.
Несколько клинических случаев:
Мальчик 2,5 года: умеренная задержка речевого развития. Помимо расстройства речевой деятельности, отмечались импульсивность, неусидчивость, трудности приспособления к детскому коллективу, частая смена настроения, игра с предметами неигрового назначения, аутоагрессивные тенденции. После 10 занятий (игротерапия) у мальчика расширился словарный запас, речь фразовая, выучил основные цвета и формы, аутоагрессия снизилась.
Мальчик 11 лет обратился в центр с жалобами на трудности в обучении. Отмечались следующие явления: истощаемость, недостаточная устойчивость внимания, снижение школьной мотивации, низкая успеваемость, выраженная степень проявления дисграфии (расстройство письменной речи), конфликтные взаимоотношения с учителями и одноклассниками, тревожные проявления. Была составлена нейропсихологическая коррекционная программа, направленная на развитие слухоречевой и зрительной памяти, внимания, фонематического восприятия, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, формирование процессов самоконтроля. Также были проведены сеансы арттерапии и применены некоторые техники когнитивно-поведенческой терапии. После 15 занятий наладились взаимоотношения с учителями, успеваемость выровнялась, количество ошибок на письме значительно снизилось, появился интерес к учебной деятельности.
В ООО «МЕДИКОРплюс» накоплен значительный опыт психокоррекции детей с ЗПР.
Благодаря коплексному лечению – рефлексотерапия, психологическая коррекция, медикаментозная терапия , большое количество пацентов с ЗПР удается довести до уровня развития их сверстников.
Вернуться к списку статей